Светодиодотерапия в детской офтальмологии

По данным литературы

Наиболее распространенными дефектами зрения у детей являются аномалии рефракции – миопия и гиперметропия, причем число людей с миопией в некоторых странах достигает больше половины населения и в последние десятилетия непрерывно растет. Не редко речь идет об эпидемии миопии. Распространенность миопии в городах выше, чем в сельской местности. У детей до 7 лет миопическая рефракция - основная причина понижения зрения (45%), второе место занимает гиперметропия (32%). Дальнейшее развитие миопии в детской популяции происходит таким образом, что к выпускному классу каждый второй ребенок становится близоруким.

Миопическая рефракция на земном шаре, имеется почти у 1млрд. человек. У многих из них происходит постепенное прогрессирование процесса, вызывающее дистрофические изменения в сосудистой и сетчатой оболочках, что приводит к развитию осложненной миопии высокой степени. Появление и прогрессирование близорукости зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Прежде всего, это напряженная работа на близком расстоянии, работа за компьютером. Было показано на многих исследованиях, что выше всего процент близоруких был в группах людей, проводящих долгие часы за вышиванием, плетением ковров, работой за микроскопом, работой на дисплее. Определенную роль играет наследственная предрасположенность. Генетический анализ позволяет предполагать многофакторность происхождения миопии. В последнее время появились свидетельства, дающие основания связывать развитие миопии у школьников с неправильной диетой, вызывающей хроническую гиперинсулинэмию.

 

При обследовании исходного вегетативного тонуса у 35 пациентов с миопией различной степени в возрасте 10 – 15 лет (использовалась таблица Вейна, ЭКГ, кардиоинтервалография, ОАК) вегетативные расстройства были выявлены в 100% случаев (по данным Волковой Л. П., 2006). В 74% присутствовала вегетативная дистония, в 26% - вегетативная лабильность. Были выявлены кардиологические нарушения: проляпс митрального клапана, функциональная кардиопатия. У 50% детей имели место состояния, пограничные между нормой и патологией. При иммунологическом исследовании выявлены иммунодефецитные состояния с преимущественным поражением гуморального звена и дисбалансом иммуноглобулинов.

Наличие нарушений вегетативной сферы способствуют нарушениям зрачковой функции, аккомодации, изменяют тонус вазоконстрикторов глазного яблока, отражаются на внутриглазном давлении.

Подчеркнем моменты, касающиеся противоположной аномалии – гиперметропии (дальнозоркости). Если ребенок рождается с сильной гиперметропией, у него большой риск развития амблиопии и косоглазия. Такие дети не могут успешно справиться с фокусировкой рассматриваемых предметов на любом расстоянии. С одной стороны это ведет к недоразвитию механизмов анализа изображений, и как следствие к амблиопии. С другой стороны, это вызывает постоянное напряжение аккомодации, и как следствие усиление конвергенции. Перенапряжение и отсутствие успеха приводит к развитию косоглазия. Очевидно, что дети с выраженной дальнозоркостью должны своевременно получать полноценную оптическую коррекцию, постоянно носить очки. Им должна проводиться комплексная терапия, направленная на профилактику и лечение амблиопии и косоглазия. Основу традиционного лечения амблиопии составляют различные способы светового и цветового воздействия на сетчатку, из которых наибольшее распространение в нашей стране получили методы К. Кюперса, С. Э. Аветисова и их модификации. Различные световые воздействия оказывают влияние и на функциональное состояние центральной нервной системы. Это не маловажный факт, т. к. в большом числе случаев у детей с косоглазием и амблиопией выявляется неврологическая симптоматика. Примерно у 8% детей засветы сетчатки провоцируют невротические реакции: головные боли, нарушение сна (Дубовская Л. А., Татаринов С. А. 1986).

Шишова О. В. (2006), учитывая данные электроэнцефалографии у детей до и после светодиодной терапии (34 ребенка) убедительно показала безвредность светодиодной терапии даже у детей с повышенной судорожной готовностью на фоне ПЭП.

Комплексный метод лечения с использованием светодиодной терапии был успешно применен у 30 детей с косоглазием и амблиопией. В результате улучшился характер зрения в 90% случаев, угол косоглазия уменьшился в среднем на 10 градусов (по данным Волковой Л. П. 2006)

Различные методы стимуляции зрительного анализатора широко применяются в современной офтальмологии , и особенно у детей: лечение засветами, применение электоро- и магнитостимуляторов, цветовых, лазерных стимуляторов. Методики проводятся разными авторами с применением различных частот.

Частотные характеристики отдельных элементов зрительного анализатора хорошо изучены нейрофизиологами.

Физиологические процессы в сетчатке , например, протекают с определенной ритмичностью, что отражается в записи электроретинограммы (ЭРГ) в виде волн. Каждый из компонентов ЭРГ генерируется различными структурами сетчатки. Частоты биопотенциалов зрительного пути были изучены в начале 80- годов прошлого века. На основе этих данных был сделан вывод, что по данным частотного анализа можно раздельно оценивать функции палочек и колбочек сетчатки, так как высокочастотные резонансные пики связаны с колбочковой, а низкочастотные – с палочковой системой сетчатки. «Частотными окнами», пропускающими частоты одновременно для сетчатки и зрительного нерва у здоровых людей являются частоты 10 и 45 Гц. [Барсегян Л. Г., 1983].

При поражении периферической части сетчатки, т. е. ее палочкового аппарата, и периферии зрительного нерва снижаются низкочастотные характеристики электрофизиологических показателей. При патологии центральной части сетчатки, аксиального пучка, центральной части зрительного нерва, происходит снижение высокочастотных характеристик электрофизиологических показателей. Максимально возможная частота мельканий, воспроизводимая колбочками, - 50 – 100 Гц, палочками – 10 – 20 Гц. Оценку состояния центральной зоны сетчатки и зрительного нерва можно проводить по показателям КЧСМ (критической частоты слияния мельканий). Физиологической нормой показателей КЧСМ на красный цвет считаются 42 Гц, на зеленый – 47 Гц. средними нормами КЧСМ для детей признаны 45 Гц на красный и 56 Гц на зеленый цвет[Макашова Н. В., 2004].

Есть мнение, что в случае патологии сетчатки имеет место нарушение работы временных электрических синапсов, что ведет к задержке продуктов метаболизма в межклеточном пространстве и снижению пульсации клеток. Такое локальное патологическое состояние влияет на на работу всей системы саморегуляции зрительного анализатора. Соответственно, частотная стимуляция периферического конца зрительного анализатора способствует транспорту веществ по временным электрическим каналам, что создает условия для улучшения проницаемости и пластичности клеточных мембран. Этот механизм был также подтвержден на модели частичной атрофии зрительного нерва [Шигина Н. А., Куман И. Г., Хейло Т. С., 2001].

Как уже говорилось, стимуляцию зрительного анализатора можно проводить разными способами, некоторые нашли широкое практическое применение и используются не одно десятилетие. Самым распространенным видом стимуляции является стимуляция светом при амблиопии (по Аветисову, по Кюперсу, по Кравченко). Ортоптическое лечение также проводится в определенном частотном режиме. Разработаны различные методы стимулирующего воздействия на бинокулярную зрительную систему. В практическом здравоохранении распространен метод зрительной биоритмостимуляции, известный под различными названиями: цветоимпульсная терапия, цветотерапия, светоцветолечение, светодиодная терапия и тд. По работам Волковой Л. П. (2007), способ основан на данных о биоритме работы зрительного анализатора в условиях бинокулярного зрения и концепции о функциональных парных системах саморегуляции динамического равновесия в бинокулярной зрительной системе. Воздействие направлено на стимуляцию заторможенного монокулярного канала с гипофункцией и подавление возбужденного монокулярного канала с относительной гиперфункцией.

По данным Панкова О. П. , светодиодная терапия способствует активации дренажных систем глаза и всего организма, улучшает кровообращение, активизирует вегетативную нервную систему, трофику тканей, способствует регенерации (восстановлению) нервной ткани. Повышает сосудистый тонус, повышает уровень ней-роэндокринной регуляции, нормализует сердечную деятельность, устраняет застойные явления, гармонизирует, успокаивает, снижает артериальное и внутриглазное давление.

На экспериментальной модели дистрофической формы близорукости им было доказано протекторное (профилактическое) действие светодиодной терапии на развитие дистрофических заболеваний глаз.

Волкова Л. П. (2005), на группе школьников (495 детей) в возрасте от 6 до 17 лет, так же показала, что под воздействием светодиодной терапии происходит регуляция вегетативной сферы с улучшением системной гемодинамики, уменьшением силы преломления оптических сред глаза, изменением анатомических параметров глаза и его структур, улучшением зрачковой функции, аккомодации, повышением остроты зрения.

В ответ на воздействие, пульс в группе детей выравнивался в пределах 82 – 83 уд. в минуту. При тахикардии сердцебиение замедлялось в среднем на 8 ударов в минуту. При тенденции к брадикардии, происходило учащение пульса, в среднем на 6 ударов в минуту. Отмечалось снижений систолического артериального давления в среднем на 11 мм рт ст., диастолическое давление снизилось на 2,5 мм. рт. ст.

Острота зрения повысилась в среднем на 0,24 при исходном зрении 0,2 – 0,3. отмечалась тенденция к уменьшению толщины радужки и цилиарного тела (по данным биомикроскопии) и увеличению толщины сетчатки в слое аксонов ганглиозных клеток (по данным поляриметрии). Повышалась временная спектральная чувствительность сетчатки на красный и зеленый цвет.

Не смотря на обилие существующих методик, светодиодные очки Панкова имеют ряд преимуществ. Аппарат портативен, безопасен. Возможно применение в домашних условиях. Подобранные параметры частот и спектр позволяют воздействовать на все звенья патогенеза зрительных нарушений. Использование прибора в лечении и профилактике офтальмологических заболеваний на протяжении последних 10 лет, убедительно доказали эффективность методики.

Литература:

  1. Дубовская Л. А.,Волкова Л. П. Параметры стимуляции зрительного анализатора. Критерии выбора частотных характеристик.//Российская педиатрическая офтальмология. – 2007. - № 1. – С 53 - 56
  2. Баргесян Л.Г. Диагностика поражений зрительно-нервного аппарата глаза по данным частотного анализа биопотенциалов зрительной системы: Дисс. д – Ра мед наук. – Ереван, 1983
  3. Волкова Л. П., Волков А. В. Механизм биорезонансной фотостимуляции зрительного анализатора в профилактике близорукости и ее прогрессирования. //материалы юбилейной научной конференции, посвященной 70 – летию основания первой в России кафедры детской офтальмологии. - Сп-б., – 2005. – С 79 – 80.
  4. Волкова Л. П. Оценка общего состояния детей с нарушенными зрительными функциями.//Сборник научных трудов, посвященный 43 – летию со дня основания кафедры глазных болезней педиатрического факультета 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова. – М., - 2006. – С 282 – 287.
  5. Макашова Н. В. Ранняя диагностика, особенности клинических проявлений и лечения открытоугольной глаукомы при миопии: Дисс. …..д-ра мед. наук. – М., 2004.
  6. Шишова О. В.. Е. И. Сидоренко, Смирнова Ю. В. и др. Реакция центральной нервной системы на цветовую стимуляцию органа зрения у детей с амблиопией и косоглазием по данным электроэнцефалографии.//Российская педиатрическая офтальмология. – 2006. № 1. – С 51 – 53.

 

 

Отзывы о продукции

РГМУ им. Н.И.Пирогова

rgmuГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ им. Н. И. Пирогова».

Подробнее ...